1943 год. "Барселона" и "Реал" сыграли один из самых невероятных матчей в своей истории противостояния. Мадридские футболисты вели по ходу игры 0:1 и 1:2, но на перерыв ушли проигрывая 4:2. В начале второго
Читать далее
тайма команды обменялись голами, а в концовке матча "Барса" дважды пропустила, и в итоге игра завершилась ничьей - 5:5.
"Атлетико" Мадрид не удалось стать первым клубом в Испании, кто продал права на название собственного стадиона. А самый опытный клуб в этом деле и вовсе обитает сейчас в Сегунде.
На сегодня продажа нейминга стадионов в Испании находится на более продвинутой стадии, чем в той же Италии. Но пока здесь все-таки больше проектов, чем реальных сделок.
5 самых известных сделок/проектов на настоящий момент.
Power8 Arena
Клуб — "Эспаньол" (Барселона)
Вместимость — 40 500 зрителей
Сумма контракта — 2,75 млн евро в год
Срок контракта — 2014-2021 (прекращен в 2015)
Стадион Cornella-El Prat, открытый в 2009 году, стал первой испанской ареной Ла Лиги, название которой было продано коммерческой структуре. Ей в 2014 году стала компания из игровой индустрии Power8, имевшая уже опыт сотрудничества с английскими "Эвертоном" и "Фулхэмом".
Название стадиона было продано в общем спонсорском пакете (включая лого на футболках) стоимостью чуть более 30 млн евро.
По случаю появления на фасаде стадиона вывески Power8 состоялось грандиозное 10-минутное световое представление, предварявшее матч "Эспаньола" с "Севильей". А дальше история совершила крутой поворот. Изначально компания перевела авансовый платеж на сумму 8 млн евро, а уже через год стала задерживать выплаты. Ее испанские и коста-риканские телефоны перестали отвечать. В 2015 году "Эспаньол" прекратил сотрудничество с Power8.
Сейчас у клуба новый спонсор — китайская Rastar Group. Правда, название стадиона она не приобретала. Поэтому сейчас арена называется RCDE Stadium.
Estadio Wanda Metropolitano
Клуб — "Атлетико" (Мадрид)
Вместимость — 67 000 зрителей
Сумма контракта — 10 млн евро в год
Срок контракта — 2017-2027
Так как "Эспаньол" больше не имеет спонсора своего стадиона, то теперь единственной ареной в Ла Лиге, продавшей название коммерческой структуре, станет новый дом "матрасников". "Атлетико" начнет сезон 2017/2018 на новом стадионе, который получил название от одного из акционеров клуба, — китайской Wanda Group.
Новое название арены уже вызвало шквал критики со стороны фанатов мадридского клуба. Они, несомненно, хотели, чтобы стадион назывался в честь великих игроков "Атлетико". Похожие ситуации возникали и при продаже названий стадионов в Англии, где консервативные болельщики очень долго сопротивлялись новому веянию в с системе управления футбольной инфраструктурой.
Estadio de la Ceramica (Ceramics Stadium)
Клуб — "Вильярреал"
Вместимость — 25 000 зрителей
Это не совсем типичный пример продажи прав на нейминг.
На данный момент Estadio El Madrigal находится в процессе модернизации. После того, как завершится первая фаза работ (создание нового фасада и реконструкция южной трибуны), руководство клуба готово дать арене новое название. Оно будет ассоциироваться с керамической и фарфоровой промышленностью, но не с какой-то конкретной компанией или группой.
Таким образом, руководство клуба отдает дань ведущей отрасли экономики в регионе, которая развивается здесь еще со времен средневековья. Вдобавок к этому весь фасад арены будет покрыт керамической плиткой. Вторая версия переименования — это бизнес президента клуба Фернандо Роига. Оказывается, он является владельцем не только сети известных в стране супермаркетов, но и завода по выпуску керамической плитки. 68-летний миллиардер Роиг владеет "Вильярреалом" с 1997 года.
Планировалось, что стадион получит новое название в ноябре. Но, судя по официальному сайту клуба, этого пока не произошло. Зато на арене 9 декабря открылся новый официальный фаншоп.
Santiago Bernabeu IPIC Stadium (или Santiago Bernabeu Cepsa Stadium)
Клуб — "Реал" Мадрид
Вместимость — 81 000 зрителей
Да, это реально может произойти! "Сантьяго Бернабеу" получит коммерческое название. Фактически, уже решено, что инвестор реконструкции арены будет иметь право на ее переименование.
Сама реконструкция стартует в 2017 году и продлится около 30 месяцев. Инвестиции в проект составят около 400 млн евро, из которых 350 млн приходится на финансовую группу IPIC (International Petroleum Investment Company), которая с 2011 года управляет испанским нефтехимическим гигантом Cepsa. Сама IPIC создана правительством Абу-Даби в 1984 году.
Кстати, за последние несколько лет можно было узнать о целом ряде претендентов на покупку нейминга "Сантьяго Бернабеу". Например, Coca Cola, которая, правда, опровергла слухи о готовности заплатить 80 млн евро за переименование стадиона. Переговоры о новом имени "Бернабеу" также вела компания Microsoft — возможно, сейчас стадион уже мог бы называться Windows Arena.
Nou Camp
Клуб — "Барселона"
Вместимость — 105 000 зрителей (после реконструкции)
Ожидаемая сумма контракта — 200 млн евро на весь срок
В этом году "Барселона" заключила контракт с американской маркетинговой группой Van Wagner на поиск компании, которая будет готова купить права на название реконструированного Nou Camp. Работы по модернизации стадиона завершатся в 2021 году. Обе стороны уже имеют положительный опыт сотрудничества — Van Wagner привел "Барселоне" в качестве титульного спонсора Qatar Airways.
Van Wagner имеет огромный опыт работы по поиску компаний, готовых купить названия стадионов, — в этой сфере они закрыли сделки на общую сумму 2,5 млрд долларов, а самой крупной из них стала продажа прав на арену для американского футбола в Нью-Йорке за 400 млн долларов сроком на 25 лет.
Реконструкция Nou Camp будет стоить "Барселоне" около 600 млн евро, и клуб надеется, что треть от этого объема инвестиций получится отбить с помощью продажи прав на название стадиона.
Кто еще?
Продажу названия стадионов готовы рассмотреть и несколько других клубов Ла Лиги. Так, спонсоров своих арен в разное время искали "Реал Сосьедад", "Сельта" и "Спортинг Хихон".
А в Сегунде, например, уже 6 лет правами на название стадиона "Мальорки" владеет гостиничная сеть Iberostar. Удивительно, но для "Мальорки" и ее стадиона это уже второе коммерческое название. Первое — с 2004 по 2010 годы — принадлежало телекоммуникационной компании ONO. Так что настоящий испанский лидер в вопросе продажи прав на нейминг находится в Сегунде, да к тому же пока что претендует на понижение в классе.