Согласно Гегелю, люди, как и животные, имеют естественные потребности и желания, направленные вовне, такие как пища, вода, жилье и, главное, самосохранение. Но человек фундаментально отличается от животных тем, что помимо этого он желает признания других людей. Только через признание человек способен преодолеть свои самые глубинные животные инстинкты, главный среди которых - инстинкт самосохранения, ради высших, абстрактных принципов и целей. Ради признания, доказательства своего превосходства, ради славы и свободы велись все войны на Земле. Но ради него человек совершал и великие открытия, пускался познавать неведомое, рисковал собой, и это позволяло ему чувствовать себя человеком.
В прошлую субботу, выходя на "Камп-Ноу", игроки "Барсы" прекрасно понимали, что впереди еще долгая дистанция Примеры, битвы за Лигу чемпионов и Кубок Испании. Во всех этих турнирах истосковавшиеся по победам кулес ждут от них только победы. Победы, отсроченной на три года.
Да, все началось тогда, три года назад, когда хунта "Барселоны" с большой помпой провозгласила целью будущего сезона победу во всех турнирах. Тогда победы "Барсы" казались чем-то самим собой разумеющимся. Сезон 2005-2006 годов ни одна команда не могла достойно противостоять прекрасно сбалансированной дружине Райкаарда. Вне конкуренции был лидер "Барсы", Роналдинью, одним своим хвостиком наводящий ужас на защитные порядки противника. И, наконец, новая форма команды с золотыми буквами UNICEF как бы подчеркивала непобедимость добра.
А добро не может не помогать детям. "Детям, только детям", как говаривал великий комбинатор. Жоан Лапорта - комбинатор не меньший, чем Остап Бендер. Он стал президентом "Барселоны" в тяжелые времена, времена жадности и трусости. "Деньги - гламур - деньги" - схема, по которой жил мир до недавнего времени. Из воображения, воздуха, практически из ничего возникали суммы со множеством нулей. Первым на этот путь встал вечный враг, скупавший и продававший все лучшее в мире. Именно, таким путем "Мадрид" добился своего звездного часа. Хуан де Рамос - не Остап, он скорее Паниковский, который продаст, купит и еще раз продаст, но только дороже. Но позвольте, кто сказал, что Остап Бендер сильно отличался от своего пожилого партнера? Возможно, Паниковский был и покруче Остапа в свои лучшие годы. Вспомните, кем он был в Киеве до революции. Впрочем, это не имеет особого значения.
Лапорта пошел путем врага и преуспел на этом пути. Победы пришли, но это был замок на песке. Смерть наступила в матче с врагом, когда не выдержали нервы того героя, который меньше всех хотел мириться с изменой каталонскому духу. Удаление Олегера и трусливая тактика Пальмы во втором тайме с "Мадридом" возвестили о конце той "Барселоны". Дальше начались Паролимпиские игры, в которых "Барса" не имела шансов на успех.
"Если построишь его, он придет", - говорит герой Кевина Костнера в одном из культовых фильмов начала восьмидесятых. И он строит, строит бейсбольное поле своего детства, едет в Бостон к забытому классику, воскрешает из мертвых доброго доктора, так и не сумевшего стать профессиональным игроком, и воплощает мечту своего умершего отца. Куча людей вокруг считала его безумцем, банк грозил отобрать землю и выселить из дома, но он верил, и эта вера помогла ему победить.
Назначение Пепа Гвардиолы главным тренером "Барсы" - из той же серии безумств. Да, он - плоть от плоти Каталонии, но ведь с "Барсой" были готовы работать все "великие" тренеры в мире. Пеп без сожаления расстался с целой группой ключевых игроков, заменив их молодежью. Казалось бы, впереди долгие годы тяжелого труда, но успех пришел столь же неожиданно, сколь и закономерно. Конечно, "Барса" Пепа Гвардиолы пока еще ничего не выиграла, но игра, которую показывает наша команда, не может не восхищать. Сегодняшняя Примера тоже напоминает Паролимпиские игры с участием одного здорового атлета. К хорошему быстро привыкаешь, разгром "Нумансии", единственной команды в Примере, которой удалось обыграть "Барсу" в этом сезоне, был воспринят буднично. "Нумансия"? На "Камп-Ноу"? Ну а как же иначе? Более того, осталось какое-то чувство досады, уж очень был близок к хет-трику Лео, несколько раз был близок к двадцатке Сэм. И это тоже естественно, ведь футбол - это больше, чем игра, а "Барса" - больше, чем клуб. |